Вы здесь: Главная » Конкурс методических разработок учителей по экологии

Конкурс методических разработок учителей по экологии

Юго-восточное окружное управление образования

Департамента образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа № 2012

Городской конкурс методических разработок педагогов образовательных

организаций по экологическому образованию и воспитанию обучающихся

НОМИНАЦИЯ:

Проект «Мы бережем природу Москвы».

ТЕМА ПРОЕКТА

«Сохраним природу вместе»

Авторы проекта:

Мащенко Ольга Владимировна – воспитатель, тел. 8(903)183-16-03;

Меркулова Татьяна Владимировна – воспитатель, тел. 8(926) 557-05-05;

ГарифуллинаГульназРифгатовна – старший воспитатель, тел. 8(915)382-01-18 Москва2014 год

СОДЕРЖАНИЕ

Актуальность проблемы………………………………………………………………………3-4 Цели, задачи проекта……………………………………………………………………………5 Этапы реализации проекта……………………………………………………………………6-7 Ожидаемый результат …………………………………………………………………………..8 Календарно – тематическое планирование…………………………………………………9-18 Заключение ……………………………………………………………………………………..19 Приложение ………………………………………………………………………………...20-26 Используемая литература…………………………………………………………………..27-28 Фотогаллерея ……………………………………………………………………………….29-30

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогами задачу большой экологической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального использования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого гражданина, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей природы. Именно в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе. Поэтому необходимо формировать у дошкольников такое отношение к окружающим природным явлениям, которое строится на эмоциональном отношении к ней.

Актуальность выделенной проблемы обостряется тем, что часто дети растут в искусственной среде, оторванные от мира природы. Отгородившись от природы стенами многоэтажных домов, они не имеют возможности увидеть проявление этих законов в своей обыденной жизни.

Непосредственное общение с природой даёт ребёнку более яркие впечатления, чем книги, картинки и рассказы взрослых. Познание предметов, явлений природы, понимание связей между ними, гармоническое сосуществование с природой и психологическая готовность беречь природные ценности везде, всегда, ответственное отношение к природному окружению – это конкурс методических разработок учителей по экологии основа экологического воспитания и образования. Шестым чувством назвал К. Г. Паустовский чувство природы. Оно проявляется лишь на определённой ступени сознания. Развить у детей «шестое чувство» - значит научить их экологически мыслить.

Как показал опыт работы, чем больше дети соприкасаются с природой, тем эффективней проходит обучение и формируется осознанное отношение к ней. Использование игровых приёмов, практических заданий развивает наблюдательность, активизирует мысль, меняет отношение к природе. Появляется желание сберечь её красоту, т. е. зарождается действенная любовь к природе у детей дошкольного возраста.

Наш девиз:

«Природа и мы – одно целое!»

Мы считаем, что рождение экологического миропонимания связано с освоением важной нравственно - философской категорией «Мы», то есть единство.

Мы – это жители планеты, все живое на Земле: люди, животные, растения.

Мы – это выражения нашего родства и гуманного способа совместного проживания.

Мы – это все, от кого зависит жизнь планеты и каждого живущего на ней.

Мы – это те, кто уже владеет опытом взаимодействия с природой и кто только начинает приобщение к нему.

Мы – это дети и взрослые, живущие в городе Москве и любящие свою природу.

Мы – это коллектив педагогов и родителей, осуществляющих экологическое образования детей!

Успех педагогической деятельности:

Готовность осуществлять экологическое образование детей.

Совместно взаимодействовать с детьми в природе.

Каждый день общаться с природой, изучать ее и беречь.

Создавать экологическую развивающую среду в группе.

Быть примером для своих воспитанников в общении с природой.

Быть защитником, а не только потребителем природных богатств.

Наши заповеди:

Прими все, что есть в природе.

Ищи истину в природе вместе с ребенком.

Старайся ни чему не учить ребенка на прямую, возьми в помощники природу и учись сам.

Искренне восхищайся красотой природы и всем, что есть вокруг.

ВИД ПРОЕКТА: познавательно - исследовательский ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:долгосрочный (сентябрь – май)

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

Дети подготовительной группы (6-7 лет) Родители Мащенко Ольга Владимировна - воспитатель Меркулова Татьяна Владимировна – воспитатель ГарифуллинаГульназРифгатовна – старший воспитатель ЦЕЛЬ: формировать экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста, повысить экологическую культуру подрастающего поколения.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

сформировать у детей дошкольного возраста умения и желания сохранить природу, и при необходимостиоказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

создать условия для детей дошкольного возраста для наблюдений за природными объектами и явлениями;

развивать познавательный интерес к миру природы.

Данная работа рекомендована для начинающих воспитателей, а также педагогам с опытом работы, специалистам по дополнительному образованию.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

В соответствии с тематическим планированием работа с участниками проекта, одновременно велась по трем направлениям:

- дети

- родители

-педагоги

–  –  –

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не засорять ее.

У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.

Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.

· У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.

· Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.

· Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.

· Создание единого воспитательно - образовательного пространства дошкольного подразделения и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.

· Возможность участвовать в совместных экологических проектах

Педагоги:

инновационную деятельность;

-осуществляют профессиональный уровень;

-повышают

-расширяют свой экологический кругозор Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства.

· Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.

· Пополнится развивающая среда в группе.

· Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА

–  –  –

Образовательные области Воспитание бережного «Познавательное отношения к природе, любви к развитие», окружающему миру.

«Коммуникативное развитие»

Экологическая беседа "К природе с добротой"

–  –  –

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Природа – не только великий учитель, она, прежде всего, еще и великий воспитатель» Сухомлинский В.А.

Хочется отметить, что экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка, умением сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка). У дошкольников формируется активная позиция, желание изменить что-либо вокруг себя в лучшую сторону. Педагоги дают детям почувствовать, что даже от их посильных, на первый взгляд незначительных действий зависит, каким будет окружающий мир. Дошкольники учатся понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды. Именно в дошкольном возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает. Таким образом, при системном, комплексном проведении намеченной работы можно достичь намеченных целей.

Наш проект способен при целенаправленной деятельности педагогов и родителей помочь детям осознать себя «маленькими волшебниками», спасающими и оберегающими природу родного края.

Ведущий. Сегодня у нас интеллектуально-творческая игра «В гармонии с природой».

Участвуют воспитатели и родители дошкольного подразделения.

На столе – разрезанные части двух открыток. Предлагаю каждому взять по части открытки и составить целые открытки из частей. У нас образовались две команды.

Пожалуйста, посовещайтесь, придумайте название команды и выберите капитана.

Конкурс 1. «Разминка».

Командам по очереди задаются вопросы, оценивается правильность и быстрота ответов.

1. Наука о правильном природопользовании и охране живых организмов. (Экология)

2.Документ, содержащий краткие сведения о распространении и мерах охраны редких видов растений всего мира. (Красная книга)

3. Как называется растительный мир? (Флора)

4.Какой овощ содержит наибольшее количество каротина, так называемого «витамина роста»? (Морковь)

5. Цветы этого дерева применяют в качестве чая при простудных заболеваниях? (Липа)

6. Полезный комнатный цветок, запах листьев которого, отпугивает мух и комаров.

(Герань)

7. Витаминное блюдо, приготовленное из измельченных овощей с добавлением соли и растительного масла. (Салат)

8. Великий русский полководец А.В.Суворов очень ценил эту злаковую культуру. Кашу, приготовленную из нее, он называл богатырской, ведь она не только вкусна, но и очень питательна. Что это за злак? (Гречиха)

9. Эта овощная культура до появления на Руси картофеля занимала в рационе крестьян второе место после хлеба. Как известно из народной сказки, она может вырасти до невероятных размеров. (Репа)

10. Засушенные цветки этого горного растения, о котором пела в популярной песне София Ротару, избавят ваш дом от моли. (Лаванда) Конкурс 2. « Урожай плодов».

Сейчас будем выращивать урожай на деревьях познания. Члены команды в ходе эстафеты перечисляют методы и приемы ознакомления дошкольников с природой. Жюри оценивает, какое дерево будет урожайней.

Музыкальная пауза.

Конкурс 3. «Загадалки».

Ведущий. У меня в руках изображения животных, птиц, насекомых.

Каждая команда берет по одной карточке, не показывая соперникам. Необходимо составить рассказ о животном на рисунке, не называя его, а команда-соперница должна угадать, о ком идет речь. Жюри оценивает лучший рассказ и правильный ответ.

Информационная справка для зрителей «Известное об известном»

1. Самый крупный:

- из млекопитающих – синий кит 150 тонн, 30 метров

- из птиц – страус 90 кг, высота 270 см

- из змей – анаконда длина 5-10 метров

2. Самые высокие растения -- эвкалипт до 162 м Самые толстые - баобаб до 50 метров в окружности Самые длинные – ротансовая пальма, стебли тянутся до 400 метров в длину

3.Быстрее всех:

бегает гепард плавает меч-рыба летает стриж

4.Стебли бамбука за сутки могут вырасти на 90 см. Его максимальная высота - 36 метров.

5.Птиц на земле – 8500 разных видов. Из них 770 живут у нас.

Предполагается, что всех птиц примерно 100 миллиардов.

6.Один цветок одуванчика дает 200 семян. На растении бывает до 6 цветков. Появляется 1200 новых одуванчиков.

7.Белка заготавливает на зиму до 600 граммов сухих грибов.

8.Быстрее всех трубчатых грибов растет подберезовик, по 4-5 см в сутки.

9. Обыкновенные пчелы в секунду делают 200 взмахов крыльями.

10. При продолжительности жизни в 70 лет человек тратит на сон 23 года, на разговоры – 13 лет, на еду – 6 лет, на умывание – 1,5 года.

Конкурс 4. «Угадай мелодию».

Командам необходимо угадать песни из возможных 7 нот о природе.

Подсказки:

1. Песня о неразделенной любви. (Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?)

2. Песня о том, что украшает город. (Городские цветы)

3.То, что мы должны принимать таким, как есть. (У природы нет плохой погоды)

4. О птицах, которые красиво поют. (Вы слыхали, как поют дрозды)

5.О кустарниках, красиво пахнущих и цветущих. (Отцвела сирень, черемуха в саду)

6. Песня о тех местах, где можно услышать красивое пение птиц. (Соловьиная роща)

7. Песня, в которой говорится о раннем пробуждении природы. (Яблони в цвету)

8.Песня о цветке, который растет в горах. (Лаванда) Конкурс 5. «Домашнее задание».

Командам дано задание нарисовать плакаты экологической направленности, придумать им название и защиту. Жюри оценивает домашнее задание по этим критериям.

Конкурс 6. «Театр-экспромт».

Команды разыгрывают сценку-пантомиму на темы басен Крылова.

1 команда – басня «Свинья под дубом»

2 команда – басня «Ворона и лисица»

Жюри оценивает оригинальность и точность изображаемых образов, язык пантомимы.

Пока команды готовятся, совершим небольшое путешествие в мир сказок. Из каких сказок эти отрывки?

«…их там видимо-невидимо. И на кочках. И под кочками, и в чащах, и на лужайках, и под камнями, и под деревьями!... стебельки пушистые, точно бархатные, лепестки будто хрустальные.» (С. А. Маршак «Двенадцать месяцев»).

«Слыхал, что есть такой цветок. Видеть его нашему брату нельзя. Кто поглядит, тому белый свет не мил станет». (П.П.Бажов.«Каменный цветок») «…зернышко сразу дало росток, а из ростка вырос большой чудесный цветок, совсем как тюльпан. Но лепестки цветка были плотно сжаты, точно у нераспустившегося бутона. ( Х.К.Андерсен.«Дюймовочка») «Ей очень понравился красивый цветок вроде ромашки. У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, синий, зеленый, оранжевый, фиолетовый и голубой» (В.П.Катаев.«Цветик-семицветик»).

«Что ты сделал? Как ты посмел сорвать в моем саду мой заповедный, любимый цветок? Я хранил его паче зеницы ока моего и всякий день утешался, на него глядючи, а ты лишил меня всей утехи в моей жизни». (С. Т. Аксаков.«Аленький цветочек».) «В городе было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался цветочным городом». (Н. Н.

Носов.«Приключения Незнайки и его друзей») Конкурс 7. «Проявим фантазию – создадим образ».

Экологическое воспитание неразрывно связано с изобразительной деятельностью, в частности с нетрадиционной техникой рисования.

Задания командам: в течение 3 минут подобрать технику рисования, которая соответствует раскрытию данной темы:

1 команда – тема «Подводный мир»

2 команда – тема «Царство снежной королевы»».

Жюри оценивает творчество воспитателей, нетрадиционность изображения.

Игра для болельщиков «Перевертыши».

Конкурс 8. «Дуэль».

Команды по очереди называют народные приметы. Выигрывает тот, кто назовет их больше. В это время капитаны команд за отдельным столиком вырабатывают правила поведения детей на природе, начинающихся с частицы НЕ.

1. В лесу много орехов, но мало грибов – зима будет суровая и снежная.

2. Деревья покрылись инеем – к теплу.

3. Если выпадает снег, когда деревья еще не сбросили листву – он скоро растает.

4. Если осина в сережках (цветет богато) – то будет богатый урожай овса.

5.Зацвела осина – пора сеять морковь.

6. На дубе много желудей – перед морозной зимой и плодородному лету.

7. Листопад скоро проходит – к холодной зиме. Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме, к неурожайному году.

8. Много сока в березах – к дождливому лету.

9. Хорошо цветет рябина – к урожаю льна.

10. Если в пору цветения рябины тепло, то все лето будет сухое и погожее.

11. Если летом в лесу на рябине мало плодов – осень будет сухая, а много плодов – к дождливой осени и малоснежной зиме.

12. Зазеленела черемуха – пора сеять картофель.

13. Если черемуха рано зацвела, то лето будет теплым.

14. Если на черемухе много цветов.

Дети очень ответственно отнеслись к данной работе. В результате были изготовлены красивые и практичные кормушки.

Сейчас кормушки размещены на участках дошкольного подразделения. Это дает детям возможность наблюдать за птицами, регулярно подкармливать их, способствует воспитанию у детей чувство ответственности за тех «кого приручили».

Посеем цветок доброты в душе крохи!

Пусть каждый ребёнок России поймет:

Сегодня он даст каждой птахе по крохе И мир от его доброты расцветет…

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Горькова Л.Г, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005

2. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ.- Волгоград: Учитель, 2008 Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.

3. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников/ Под ред.

С.Н.Николаевой.-М,2005

4. Коломина В.Н. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: ( сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003.

5. Молодцова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми.- Минск «АСАР», 2001.

6. Масленникова О.М, Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. Волгоград: Учитель, 2011

7. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А.

Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева, С.Н.Николаева; под ред.

Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: Детство - пресс, 2003. - 319 с.

8. Наш дом – природа.//Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.

9. Николаева С.Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.:

Педагогическое общество России, 2010.

10. Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 2010

11. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010.

12. Петрова Н.А. Живая душа природы. - Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2009.

18. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду.- М: МозаикаСинтез,2008

19. Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста/ авт.сост. Г.А.Лапшина.-2-е изд.-Волгоград: Учитель, 2009.

20. В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич «Прогулки в природу», - Москва «Просвещение»

2002.

21. Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленников, А.А Филиппенко. Волгоград:Учитель,2011

22. Интернет-ресурсы.

ФОТОГАЛЛЕРЕЯ

Экологическая сказка «Знакомимся Экологический субботник с правилами поведения в лесу»

–  –  –

Дидактическая игра «С какого дерева лист?» Экологический плакат «Сохраним природу Москвы»


Источник: http://doc.knigi-x.ru/22biologiya/243093-1-gorodskoy-konkurs-metodicheskih-razrabotok-pedagogov-obrazovatelnih-organizaciy-ekolog.php


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Итоги окружного этапа городского конкурса методических разработок для Конкурс в лагере президент

Конкурс методических разработок учителей по экологии Конкурс методических разработок учителей по экологии Конкурс методических разработок учителей по экологии Конкурс методических разработок учителей по экологии Конкурс методических разработок учителей по экологии Конкурс методических разработок учителей по экологии

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ